|
Статьи |
Казалось бы: пустяшная вещь – имя для
сайта. Вещь, на первый взгляд, для дизайна не значимая. Собственно, ни к
графическому дизайну, ни к программированию оно не относится. Так зачем
задумываться? Анатолий Левенчук ("Компьютерра",
рубрика «Либертариум») абсолютно верно утверждает, что качественный сайт –
результат деятельности команды. Чем больше членов команды и чем выше их
уровень – тем качественнее выход сайта. «Качественнее», потому что можно
измерить. «Лучше» – понятие весьма относительное.
Хорошие адреса
пользуются спросом. Более того – за хорошие адреса идет яростная грызня –
даже при существующих постановлениях РОСНИИРОС (запрещение пере-продажи).
Сайт (один из подобных?) еще не закрылся – дела идут. Чтобы примерно
оценить вероятный размах их притязаний, загляните на http://adresa.ru/ (они же
http://www.nozhki.ru и прочее).
Здесь не место и не время
обсуждать, насколько это морально – заниматься спекуляцией адресами. Как
обычно, потомки нас рассудят : )
ЧТО ДАЕТ ХОРОШИЙ АДРЕС?
- Если слово простое, яркое и активно поддерживается
контентом сайта (контент и имя действительно друг другу
соответствуют – например http://www.doctor.ru/, http://www.mama.ru/) – пользователь лучше
запомнит и название и содержание
сайта. Это раз.
- Если слово (доменное имя) – простое известное английское
или понятное транслитерированное (!) ;-) русское (как, например, http://www.molotok.ru/), то посетителю
в следующий раз, при желании зайти на сайт нет необходимости лезть в
закладки (которые у многих, признайтесь, находятся не в лучшем
состоянии) или копировать-вставлять из файла записей нужный URL. Вместо
этого посетитель спокойно в адресной строке набирает адрес
запомнившегося сайта. Это два.
Кстати, есть в этом
что-то мистическое – набирая адрес, Вы будто стучитесь «тук-тук» (пальцы
по клавиатуре). А потом на Ваше «тук-тук» открывается дверь… Но это лирика
; -)
Вопросами названия, логотипа, девиза, цветовой гаммы и
прочего (понятиями СТИЛЯ) в фирмах могут заниматься совершенно разные
отделы – например, пресс-служба, отдел PR, отдел маркетинга (маркетинговых
исследований), дизайн-студия предприятия и многие другие. Однако наиболее
точно понятие СТИЛЯ фирмы (проекта) как одного из средств продвижения
(promotion) – это вопрос т. н. PR.
PR (Public Relations)
и реклама – две стороны одного вопроса, важность каждой из которых
авторами учебных пособий определяется по разному. Public
Relations – буквально: «отношения с публикой», т. е. «работа на
народ», «работа на зрителя (клиента и т. п.)». Обычно подразумевает
комплекс мер, направленный на создание у клиента/партнера и т. п.
благоприятного впечатления о фирме и/или товарах (услугах), производимых
фирмой. Меры могут носить как явно рекламный характер (размещение
рекламных модулей), так и скрытый (внешний вид здания фирмы, офисов,
поведение и внешний вид сотрудников и т. п.). Более подробно – см *список
литературы
Далее – две истории по задействовании PR при выборе
названий
- К специалистами по PR одной из финансовых газет обратились
представители недавно созданной компании «МАШАГРО». Компания занималась
производством и распространением сельскохозяйственной техники и хотела
выйти на западный рынок. После рассмотрения всей представленной
компанией информации специалисты посоветовали руководству компании…
сменить название. И, действительно, согласно толкованию в словаре,
«MASH – n. (for brewing) сусло; (animal
fodder) месиво, болтушка из отрубей;…». Выходить с таким названием
фирме на рынок англоязычных стран, было бы, по меньшей мере, неразумно.
Компанию пришлось перерегистрировать.
- Были в Литве два предпринимателя: Ананцев и Усманов
(фамилии, возможно, указаны неточно). Решили они заняться
торговлей-перепродажей бытовой техники. Заранее подготовились к
трудностям при общении с представителями компаний, т. к. знали, что
высока конкуренция и получить выгодные условия достаточно сложно. Однако
очень часто разговор происходил так: представитель читал документы,
улыбался, и почти сразу их подписывал. Представитель Sony, подписывая
особо крупный контракт на поставку, улыбнулся и сказал, что «он уважает
партнеров со здоровым чувством юмора". Удивленные предприниматели, тем
не менее, времени даром не теряли и скоро дела их пошли бойко. Вот
только после опубликования рекламных объявлений в местных газетах в
офисе фирмы стали раздаваться удивленные звонки. И именно тогда
пораженные Ананцев и Усманов узнали от звонивших, что название фирмы
«АнУс» (по началу фамилий) – есть не что иное как заднепроходное
отверстие.
Сели, призадумались – что делать? Но – контракты идут,
продажи кипят, с торговыми представителями фирм отношения отличные.
Подумали – и решили ничего не менять. Как говорится, «business
first».
Сложно дать четкие правила «что и как» ДОЛЖНО быть в
названии (слогане) и т. п. Хорошие варианты иногда приходят спустя не один
месяц после начала работы. Приличные – в пределах месяца. Хорошие навыки к
выработке «рекламного мышления» может дать перевод и разбор рекламных
слоганов известных фирм, релизов выпускаемых в прокат фильмов и т. п.
Универсальных советов практически нет – однако есть несколько моментов, на
которые действительно стоит обратить внимание при работе.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
- Использование имен типа www.zhopa.ru (также см. выше рассказ
Анольцев-Усманов) вряд ли оправданo – если это не является частью
продуманной рекламной кампании. Известным мастером словесных и
изобразительных парадоксов в РуНете является Арт. Лебедев (www.tema.ru,
www.design.ru). Его стиль может не нравиться, но он – работает. В общем
случае названия, несущие явно негативную окраску хотя бы в одном из
смыслов, лучше не использовать. Как известно, «бутерброд всегда падает
маслом вниз»
- Конечно, хочется иногда назвать сайт просто «о себе, любимом».
Реклама на баннере www.da.ru звучала так: «Хочешь понятный адрес? /
<далее длинный адрес на geocities.com, зачеркнут> / новый адрес
www.kolyan.da.ru». Оправдано это в том случае, если Вы не планируете
развития своего сайта до более серьезного проекта. Имена, подобные
«vasya2000», «petya00» и прочие имеют «ограниченный» ресурс
использования. Плюс подобных имен: подчеркнуто неформальный
характер сайта. Минусы: отпугивание «осторожных» и
«серьезно-деловых» гостей Сети. Альтернатива: использование
nicknames, например dvk.promo.ru. В данном случае легкий оттенок
(ненавязчивость) названию сайта придает ассоциация с ДВК – одним из
первых советских ПК.
- Названия вида http://www.because-we-can.com/,
конечно же, красивы. Выразить мысль целой фразой чуть проще, чем
одним-двумя словами :-) Попробуйте сжать до 1 слова фразу «Я тебя люблю»
– с сохранением смысла (при тех же условиях) это невозможно.
Работниками паспортной службы СССР за время работы были
зафиксированы имена «Вилена» (Владимир Ильич Ленин), «Нинель» (читайте
наоборот) и даже «Цвет вишневого деревав мае» (!). Чтобы
длинное имя сайта запоминалось, его относительная привлекательность
должна быть примерно раза в полтора-два выше, чем близкого (по смыслу,
идее) короткого. При работе помните, что работаете Вы над
названием. Когда будете работать над
слоганом – можете чуть развернуться.
СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ (ПОДБОРУ) ИМЕНИ САЙТА
- Определите целевую аудиторию Вашего сайта (примерный портрет
посетителя). В зависимости от этого, название вида www.virtualflowers.ru
лучше всего подойдет для сайта знакомств, встреч, отправки
поздравительных открыток и др. А для делового сайта более быстро, четко,
удобно, понятно и стильно будет – www.rbc.ru.
- Наберите примерный список вариантов имен (5-20). Количество не
играет значительной роли, т. к. даже из 5 вариантов вы можете подобрать
окончательный, или поймать оригинальную идею, которая и станет основной.
- Старайтесь не использовать в названии сложных для
запоминания/произнесения стыков гласных/согласных. Подход тот же, как и
при испытании странички в разных браузерах – название Вашего сайта
должны понять правильно, даже услышав по телефону (как дополнительное
условие – при плохой слышимости) Иногда данное условие может нарушаться
при желании сохранить «марку», однако решайте – что более Вам нужно
именно сейчас – «марка» или удобочитаемость.
- Опросите знакомых и друзей на предмет того, какие мысли/ассоциации
возникают у них при работе с контентом Вашего сайта. Результатом может
быть слово, фраза и даже цвет.
|
|